среда, 8 июля 2015 г.

Крыжовник. В разных ипостасях...


источник
 Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду... и сказал:
— Как вкусно!

И он с жадностью ел и всё повторял:

— Ах, как вкусно! Ты попробуй!
А.П.Чехов. Крыжовник

Николай Иваныч, конечно, совсем не наш герой. Прямо скажем, герой не для подражания. Однако ж, крыжовник мы тоже любим..) 


Зелёный крыжовник сейчас как раз в той стадии недозрелости, чтобы сварить из него зелёное царское варенье.
Рецептов варки такого варенья - море. Я, как обычно, процесс упростила до минимума. 
Почистила, сбрызнула бальзамом каким-то пражским вместо водки, на 5-6 часов поставила  в холодильник. Тем временем прокипятила вишнёвые листья. Потом ими залила ягоды, сварила до готовности, и ....тут важный момент! - резко охладила варенье. Ну чтобы зелёный цвет сохранить. Вот, собственно, и всё. 
Приятного аппетита!

Не совсем  уподобляясь   Николаю Иванычу,  для которого вся прелесть в жизни - поесть своего крыжовника, поговорим о высоком. Например, о необычном иллюстраторе рассказов А.П.Чехова.
источник
К юбилею А,П.Чехова в 2010  году предприимчивые японцы выпустили подборку чеховских книг, иллюстрированных современными российскими художниками. Среди них - московская художница Ирина Затуловская. Именно она привлекла особое внимание в Японии - ей была посвящена часовая передача на токийском телевидении, после чего началось сотрудничество издательства и И.Затуловской. Причем главным принципом при иллюстрировании книг А.П.Чехова был "...отказ от формального, так называемого прямого иллюстрирования текста и создание книги как единой субстанции, где особым образом сплавляются текст и выполненная чернилами или разведенной тушью черно-белая графика." ("Наше Наследие" № 93-94 2010)
Сегодня работы Ирины Затуловской хранятся в Третьяковской галерее Москвы, Русском музее С.-Петербурга и других российских музеях и музеях Европы.
“Ей удалось прорваться к искусству в чистом виде... У нее ясное детское зрение на мир сохранилось, вернее, восстановилось. Нет никакого обмана”. (протоирей Д.Смирнов) источник
Некоторые работы:



Иллюстрации к стихам Олега Григорьева
Портрет Николая Гоголя, 1998. Дерево, масло, золото
Портрет Федора Достоевского, 2004
Портрет Велимира Хлебникова, 2005
Фрагменты оформления экстерьера часовни
"Живописные приемы Затуловской аскетичны. Кажется, что это может сделать каждый. Тщетная иллюзия. Не зря знаменитый режиссер Юрий Норштейн заметил, что Ирина “работает с категорией времени”. Она в самом деле словно аккумулирует время в пространстве работы, и эта энергия, спрессованная подобно атомной, взрывается в акте восприятия объекта зрителем, заражая его, включаясь в его повседневность. Здесь неуместно ложное изящество, внешняя красивость. И, может быть, эта сдержанность больше всего роднит искусство Ирины с иконописью." (источник)

Кому стало интересно:
 Сайт Ирины Затуловской
Графика. Иллюстрации к стихам Олега Григорьева
Спрессованное время Ирины Затуловской  и много ещё интересного есть об этом необычном художнике в Интернете.

А пока пьём чай с крыжовенным вареньем и читаем классику. Читать рассказ "Крыжовник" онлайн
Или слушаем. Слушать рассказ "Крыжовник" онлайн

Приятного летнего отдыха!

22 комментария:

  1. Ну да, первое желание сказать - да и я так могу))
    Примитивизм - это, конечно, нечто для меня непознанное)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я, если честно, пока не прониклась ....образования, возможно, не хватает... Или ещё чего)
      Но простота, действительно, обманчива... По крайней мере, взяла для себя на заметку увидеть по возможности в оригинале эти вещи. Я уже убедилась, что это много меняет...

      Удалить
  2. Чеховский "Крыжовник" - один из моих любимых его рассказов. Помню, когда впервые прочитала, подумалось, а может герой ел какой-то особенный крыжовник, не такой, как у нас.
    Никогда не пробовала царское варенье, где ягодки фаршируют орехами, мне кажется, готовить его - вершина мазохизма. Света, твоё варенье смотрится очень вкусно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Елена... Какие там орехи!...Это точно - мазохизм какой-то))
      Я даже внутренности из ягоды не вынимаю) - на практике поняла, что это ничуть не меняет качества. Главное- резко охладить, беспрерывно помешивая...Лист вишнёвый пикантности придает... Роли сбрызгивания спиртными напитками пока не поняла, но делаю, это ж не хлопотно)

      Удалить
  3. Варенье красивое. Хотя к крыжовнику отношусь равнодушно, но примитивное варенье крыжовник+апельсин (лимон) люблю.
    Спасибо за выставку работ!
    Удивительные Гоголь и Достоевский.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, я, когда пересматривала работы автора, именно портреты почему-то большее внимание привлекли. Их хочется рассматривать.

      Удалить
  4. Замечательный пост! Отдохнула душой, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, я очень рада!
      Что-то редко стала видеть тебя:)

      Удалить
  5. Никогда бы не подумала, что можно сказать "крыжовенное варенье". Или я уже забыла?

    ОтветитьУдалить
  6. Света,

    Мы с тобой на одной волне! ;)
    Я тоже сварила варенье из своего крыжовника ;) Но только не царское, а ленивое ;)
    Собрала крыжовник, почистила, помыла, засыпала сахаром и добавила лимон, нарезанный на кусочки. Варила в четыре "подхода", минут 40 каждый раз :) Оригинально получилось :)

    Спасибо за "Крыжовник"! Слушаю :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня.. что-то долго у тебя процесс шёл с ленивым вареньем...)) Я за один присест минут за 30 сварила) Так что я все рекорды по ленивости побила!!))
      А про варенье с лимоном я забыла совсем, делала же когда-то1 Вот хорошо, напомнила)
      Но я это варенье я из красного крыжовника делала. А красный ещё не созрел.

      Удалить
    2. Света,

      Я просто хотела, чтобы варенье очень густое было ;)
      Да, забыла уточнить, я его делала из красного крыжовника. В этом году он у меня такой колючий! Очень сильно поранилась, пока собирала.
      Французы не очень знакомы с этой ягодой. Муж в прошлом году надел большие перчатки, когда помогал мне собирать. А как ругался! ;) Хи хи хи :)

      Удалить
    3. Таня..
      Как любопытно.. .
      Я смотрю, у нас появился повод гордиться тем, что мы - обладатели такой редкой ягоды..)
      Ой, как интересно...
      Может быть, всех колючки пугают?))
      Вообще-то выведены сорта уже без колючек... но... а где азарт охотничий обладания урожаем? не будем искать лёгких путей, через колючки - к вкусовым наслаждениям..))

      Удалить
  7. Крыжовник - это то, что я не ела уже n. кол-во лет. В тех местах, где мы жили, его нет. Увы. Непопулярно, хотя пожилое поколение о нем знает. Хотя, читала, что в северных штатах его продают и выращивают, но у нас даже заводских джемов нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, удивилась я... Для меня крыжовник - это ягодный куст, который растёт сам собой без претензий к месту жительства).
      Буду сейчас на него с бОльшим уважением глядеть))

      Удалить
  8. Сто лен не ела крыжовник. Даже уже и забыла его божественный вкус. Какая талантливая художница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dodo, вот не ожидала я всё-таки, что этот крыжовник наш колючий - такая редкость ))...
      У художницы искала в интернете какое-нибудь более полное собрание картин..но ..увы... все разрозненно представлены. С другой стороны, как я уже писала, надо , думаю, оригинал лучше смотреть.

      Удалить
  9. Светлана, привет! Татьяна пишет, что французам незнакома сия ягода... А мой племянник из Прибалтики вообще у нас на Кубани эту ягоду увидел впервые: "ЧТО ЭТО? Маленький арбуз?"
    Попробовал - и как тот чеховский герой: "Вкусно!". Любимая ягода моей дочери. А вот варенье у меня не получилось. Вернее - не такое, как я хотела. Попробую ваши рецепты)))
    О Художнице. Первое впечатление как у Ирины Коткиной. Пока не дошла до портретов писателей... Вообще, к искусству, которое не понимаю, отношусь так: если я не понимаю, это не значит, что оно не имеет права быть. Самобытно. Пошла по ссылке прогуляюсь)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какой племянник у тебя, Ирина... с образным воображением!))
      Надо запомнить)) - мне понравилось)

      Про варенье. Только что вторую партию закатала)
      Не знаю, кому что надо по вкусовым запросам, я люблю, чтобы не очень сладко и не жидко) ну и если из зелёного крыжовника, - то максимально зелёное чтобы было по цвету. Сахар 1:1, воды на 1кг ягод- 200г воды, и то уже после уварки ( это вишнёвый отвар получается), значит, воды ещё меньше в итоге получается. Минут 30 варится, потом быстро в ёмкость с холодной водой и непрерывно помешивать до охлаждения, ну хотя бы до тёплого состояния. Вот, собственно, и все мои секреты. Варенье получается густым, кожурки не ощущаются, и цвет зелёный. А, да, ещё надо, чтобы ягоды недозрелые были.

      Удалить
    2. Светлан, а есть арбуз размером с крыжовник. Не отличишь! (http://likeness.ru/blog/topic/45944/gde_krizhovnik-gde_arbuz.php) большое спасибо за рецептик! у меня как раз кожурки чувствуются... Надо попробовать твой рецепт!

      Удалить
    3. Ирина:)
      Посмотрела, вот это арбузик! Здорово!)
      Племянник.... - молодец!..))
      Сейчас ссылочку добавлю про "маленький арбуз".
      Спасибо!)

      Удалить