Страницы

четверг, 1 октября 2015 г.

В Международный день музыки: Чайковский - поэт


Мы понимаем поэта недостаточно полно, если не знаем его прозы или его работ в какой-либо смежной области искусства. Литературное наследство великого русского композитора Петра Ильича Чайковского – пример того же рода.
Варлам Шаламов

... человек, живший в мире аккордов и ритмов, писал яснее, чище, логичнее и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу...
Г.А.Ларош


Да, речь пойдет не о Модесте Ильиче Чайковском, драматурге, переводчике, либреттисте. Речь пойдет о Чайковском Петре Ильиче – великом русском композиторе.Гений музыки как бы приглушил другие стороны художественного дарования человека, разностороннее наследие которого и сейчас кажется нам неисчерпаемым. Чайковский не только был вдумчивым и разносторонним по интересам читателем, но и сам не был лишен литературного таланта. Сохранилось 18 детских стихотворений Петра Ильича, написанных им в возрасте 7-8 лет. Эти тексты сохраняла Фанни Дюрбах , воспитательница и первая учительница Чайковского. Она называла его "маленьким Пушкиным". Известно также, что Чайковский писал мальчиком стихи для журнала «Училищный вестник». Существует его статья 1854 года «История литературы нашего класса». В то же время он замышлял оперу. Ей и название было придумано вполне мальчишеское: «Гипербола»...

При этом Петр Ильич Чайковский поэтом себя не считал. «Я не поэт, а только стихоплет», – писал он брату Модесту. Однако стихи занимали большое место в жизни П.И. Чайковского:/220/ не было ни одного года, когда рядом с музыкой не создавались бы стихи. По-видимому, это был единый творческий процесс.
П.И. Чайковский написал либретто шести своих опер: «Воевода», «Опричник, «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа» и «Пиковая дама», некоторые из них в соавторстве.
П.И. Чайковскому принадлежат тексты собственных вокальных сочинений. До сих пор в Клинском музее хранятся автографы текстов двух арий из «Пиковой дамы». Это широко известные «Я вас люблю, люблю безмерно» (ария Елецкого) и «Ах, истомилась, устала я» (ария Лизы). Любой лирический поэт гордился бы этими стихами. 
Известный русский критик Г.А.Ларош, соученик Чайковского по консерватории, вспоминал: "Я не могу предаваться своим воспоминаниям о Чайковском без того, чтобы сейчас не заговорить о его литературных способностях и занятиях. Литература занимала в его жизни место гораздо больше, чем у обыкновенного образованного человека: она была после музыки главным и существенным его интересом; ...нет сомнения, что на эту любовь его к литературе повлияла его дружба с Апухтиным, но главная, по моему, причина была та, что он сам был в значительной мере рожден литератором.... человек, живший в мире аккордов и ритмов, писал яснее, чище, логичнее и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу... "
В 1878 году Петр Ильич написал большое стихотворение "Ландыши". В Письме к брату Модесту он пишет шутливо: «Оттого ли, что погода стоит отвратительная, оттого ли, что я вообще вчера был грустно настроен, – но вдруг мне захотелось воспеть ландыши в стихотворной форме. Целый день и все сегодняшнее утро я провозился над стихами, и в результате получилась пиэса, которую при сем тебе посылаю отдельно. Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные. Уверяю тебя, что хотя они мне достались с большим трудом, но я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой. Пожалуйста, дай сему моему творению самую широкую публичность. Хочу, чтобы все удивлялись и восхищались» (Флоренция, 15 декабря 1878 г.)
Любопытно, что на эти стихи была написана музыка, но не самим Чайковским, а другим русским композитором – А. Аренским: романс для голоса, виолончели и фортепьяно в 1894 году, через год после смерти Петра Ильича. «Ландыши» – единственное стихотворение Чайковского, изданное отдельно от музыки.
Г.А.Ларош писал, что литературный талант Чайковского не ограничивался прозой -  он был также талантливым переводчиком. В 1868 году Чайковский перевел арию пажа из оперы Мейербера «Гугеноты». А в 1875 году полностью перевел с немецкого либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». 
Кроме литературных текстов в его романсах и операх, были у композитора бесчисленные стихотворные каламбуры. Они сохранились в основном благодаря памяти друга И.А.Клименко, который воспроизвел их в своих воспоминаниях о Чайковском. Он писал: "Петя был большой мастер насчет стихотворных  экспромтов". Но сам Чайковский не придавал им особого значения. Экспромты рождались в дружеском кругу под хохот товарищей и тут же умирали для их автора. Они сохранились лишь в его письмах или, как уже отмечалось, в воспоминаниях Клименко. Вообще, шутки, экспромты-шутки - это часть натуры Чайковского, способного к остроумному каламбуру.
Особое место в литературном наследии Чайковского занимает такой жанр, как письма. Он был поистине мастером эпистолярного жанра. Это подлинные литературные шедевры: в них точные и меткие высказывания о музыке, литературе, искусстве, истории, философии… Письма-дневники, написанные во время путешествий - это прекрасные описания природы и окружающей действительности. Чайковский был в переписке с почти 600 корреспондентами. Он написал несколько тысяч писем. Опубликованы по автографам и копиям свыше 5 тысяч, но, предположительно, Чайковский написал более 7 тысяч писем за свою жизнь. Композитор считал своим долгом отвечать на все приходившие к нему письма. Поражает отзывчивость П.И.Чайковского, его способность сопереживания другим людям. Такой фактор доверия П.И.Чайковскому сложился у более чем тысячи корреспондентов композитора из числа его слушателей, которые находили в их авторе и "утешение и подпору", говоря словами одного из его писем.

Музыкальное и литературное наследие П.И.Чайковского, создаваемое  на протяжении 28 лет:
440 музыкальных сочинений из числа завершенных и сохранившихся в самых разных жанрах. Это 11 опер, 3 балета, 41 симфоническое произведение, 27 хоровых произведений, 119 камерно-инструментальных сочинений, 111 романсов и вокальных ансамблей. При этом, не сохранилось 18 произведений, 7 произведений остались незавершенными и 72 неосуществленными;
160 литературных сочинений: из них - 6 музыкально-педагогических трудов, 81 статья и рецензия, в том числе статьи для периодических изданий и словарей, 26 стихотворений и 41 литературный перевод с французского, итальянского и немецкого языков .Не сохранилось – 3 сочинения и остались незавершенными или в виде замыслов – 4. 

Использованные источники:

6 комментариев:

  1. Света, доброе утро!

    Ты не поверишь, насколько сегодняшнее утро у меня получилось добрым и "вдохновительным"!
    Спасибо тебе за Чайковского!

    Я люблю его музыку, но, как всегда, мало знала о других его талантах.
    Очень прониклась твоим рассказом.
    Есть о чём подумать...

    Ты не поверишь, я как раз вчера убиралсь в спальне и нашла СД с произведениями Чайковского, которые любила иногда на ночь слушать.
    Всё перенесла в свою "мастерскую". Теперь буду по очереди смотреть фильмы и слушать музыку, занимая свои очумелые ручки ;)

    Чудесного дня, Света!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня)
      Ой, поздно отвечаю... - деловущая я...)
      Ну я думаю, под прекрасную музыку классика нашего ( хм...мой земляк, кстати)) буду в очумелых твоих ручках не менее прекрасные вещи рождаться!)

      Удалить
    2. Света,

      Надеюсь, что все твои дела хорошие и полезные :)

      А я вчера слушала Времена Года :) Чудесно!

      Удалить
  2. Светлана, огромное спасибо за этот прекрасный пост. О Чайковском-композиторе знают много, а как о поэте-писателе мало информации. Очень нужный пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена.. Вот сама многое узнала, пока этот пост писала)
      Как сами-то просвещаемся, пока да?
      Очень полезная вещь - блог...))

      Удалить