Страницы

понедельник, 24 марта 2014 г.

Иван Шмелёв. "Это уже не литература... Это "душа просит"


источник

 ...Никакие испытания не страшны, только бы душа России сохранилась.
И.С.Шмелёв
Коротка человеческая память. Но есть ещё и другая память -  культурная. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции. Именно в них  передаётся информация об очень важных вещах, тайна которых давно утеряна. Кто из нас, отмечая календарный праздник, ответит наверняка, почему надо вести себя так, а не иначе: почему на Троицу, например, наряжают берёзку, почему на Масленицу сжигают чучело и пекут блины, почему вешают на новогоднюю ёлку золотые шары и зажигают на ней огни… И ещё много «почему», ответы на которые мы порой даже и не пытаемся искать. Мы легкомысленно относим это просто к досугу. 

В XIX веке возникла наука о праздниках – эортология. Эортология занимается истоками, происхождением праздников. Но, согласитесь, жанр научной литературы, каким бы увлекательным языком ни была написана книга, всё же предполагает информационность материала. А мы, читатели, - как дети: нам чувства и переживания подавай, вот тогда и умом и сердцем поймём. Не так ли? Поэтому большее эмоциональное воздействие оказывает на нас  всё-таки художественная литература. И не просто литература, а  русская классика, написанная авторами, не потерявшими ещё глубинной связи с настоящей русской культурой.
Сегодня расскажу   о русском писателе, так же, как и Тэффи, незаслуженно преданном забвению. Знакомьтесь: Иван Сергеевич Шмелёв.
"Среднего роста, тонкий, худощавый, большие серые глаза... Эти глаза владеют всем лицом... склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания... лицо русское, - лицо прошлых веков... исконная русская кровь течет в жилах Ивана Сергеевича Шмелева".(Кутырина Е.А. Иван Шмелёв. Париж,1960)
Немного из биографии. Родился 21 сентября 1873 года в Кадашёвской слободе Замоскворечья в патриархальной православной семье. В дальнейшем тяга к религии отразится на  его взглядах и творчестве. Окончил юридический факультет Моковского университета, прошёл военную службу, в1907 году вышел в отставку. Февральскую революцию принял восторженно, а вот ко времени начала октябрьской появилась растерянность.
Семейная трагедия ( расстрел чекистами сына без суда и следствия), страшный голод, скорбь и отвращение к событиям, происходящим в стране, искали своего выхода. Но писать правду уже было нельзя, а лгать писатель не умел. В 1922 году Шмелёв вместе с женой Ольгой Александровной уезжает за границу. За границей он часто печатается (вышло более 20 книг). Верный читатель за границей - верующая русская эмиграция. Через описания русских праздников, русской природы, московской старины читатель приобщается к русской духовности.
Умер Иван Сергеевич в 1950 году в день именин старца Варнавы, который благсловил его на "путь", в русском монастыре Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От. Похоронили писателя на парижском кладбище Сент-Женевьев -де-Буа. В 2002 году было выполнено желание Шмелёва: прах Шмелёва и его жены перевезён на родину и погребён рядом с могилами родных в московском Донском монастыре. Теперь, после его смерти, на родину возвращаются его книги. Продолжается его вторая жизнь на родной земле. "Это уже не литература...Это "душа просит". Это утоление голода духовного". (А.Карташев)

Источник
А вот одно из самых значительных произведений Ивана Сергеевича Шмелёва, в котором он воссоздал свою Росию, страстно им любимую и навсегда утраченную. Это роман-трилогия "Лето Господне: Праздники. Радости. Скорби". Критики называют его церковным календарём, прочитанным глазами ребёнка. Действительно, главный герой - мальчик. И все происходящие события мы, читатели, видим через его детское понимание. А потому всё воспринимается особенно  трогательно и тепло.
Отзыв читателя: 
"Этот роман, пожалуй, лучшее из литературы для взрослых, созданное на основе детских впечатлений и воспоминаний. Мы все - родом из детства. И произведения Шмелёва уникальны своей способностью затронуть струнки нашего далёкого прошлого, наших лучших и самых ярких импрессий, впечатлений и переживаний. Да, мы не можем помнить дореволюционной России с её православным духом, её традициями, нравами, обычаями, праздниками и радостями ... Но, погружаясь в мир литературных творений Ивана Сергеевича, наверное, срабатывает какая-то глубинная, генетическая, родовая память. Которая и есть то, КРАЕУГОЛЬНОЕ, основание русского этноса, без которого нет народа, нет России..."
 И напоследок. И.А.Ильин, русский православный философ и близкий друг по эмиграции, сказал о Шмелёве  и его творчестве: "Надо утешаться, очищаться, лечиться им".
 


Иван Шмелёв. Пути земные. Видео

Исповедь раненого сердца
 
Приятного чтения!

Комментариев нет:

Отправить комментарий