Улыбка этой женщины не дает покоя представителям разных профессий.
Психиатрам: " Никто не разгадал её улыбку, никто не истолковал её мысль" ( З.Фрейд)
Искусствоведам: "Неопределённость её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей... доносит до нас красочную полифонию духовной жизни" (В.Н.Гращенков)
Историкам искусств: "Мы ощущаем присутствие существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа" (Б.Р.Виппер)
А вот врач Кристофер Адур из Окленда считал, что улыбка этой женщины прекрасная и загадочная, потому что у дамы был паралич: она не могла шевелить губами.
Кто же она? эта загадочная женщина с не менее загадочной улыбкой?
Думаю, многие уже догадались.
Да, это госпожа Лиза дель Джокондо, известная нам по картине "Мона Лиза" Леонардо да Винчи (полное название "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо").
Эта картина считается одним из самых загадочных произведений живописи. Искусствоведы до сих пор спорят, куда подевались брови Моны Лизы, кто нарисован на картине; некоторые настаивают, что художник изобразил самого себя. Но самой большой тайной считатеся мистическая улыбка Джоконды.
И вот, наконец, в 2004 году биолог Маргарет Лингвистон, профессор из Гарварда, смогла разгадать тайну улыбки Джоконды. Но чтобы понять, как Леонардо да Винчи добился своего "мистического" эффекта, нужно немного поговорить, как устроен глаз.
В сетчатке глаза есть два типа светочувствительных клеток: колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветовое зрение, а палочки - за чёрно-белое. Колбочки и палочки расположены на сетчатке неравномерно: колбочки сосредоточены в центре, палочки - по краю сетчатки.
Фовея - зона максимальной остроты зрения. Поэтому та часть изображения, которая попадает на фовею, будет видеться чётко. Но поскольку фовея очень маленькая, нам приходится перемещать её с одной части изображения на другую, "сканировать" объект.
Ну вот нас и приблизили к разгадке великой тайны.
Леонардо нарисовал улыбку Джоконды с помощью теней.
Эти тени почти невидимы для фовеи, но отлично различаются краями сетчатки. Получается, что когда мы смотрим на глаза, нос, брови, мы видим эти тени, и Мона Лиза улыбается. Но как только мы переводим нашу фовею на кончики губ, эти тени пропадают, и Мона Лиза уже не улыбается. Вот так, с помощью теней, она как бы играет с нами.
Эти тени почти невидимы для фовеи, но отлично различаются краями сетчатки. Получается, что когда мы смотрим на глаза, нос, брови, мы видим эти тени, и Мона Лиза улыбается. Но как только мы переводим нашу фовею на кончики губ, эти тени пропадают, и Мона Лиза уже не улыбается. Вот так, с помощью теней, она как бы играет с нами.
Ну вот. Конец загадке? А как же процесс?
Думаю, процесс изучения этой картины на этом не закончился, мы же любим всё таинственное, ведь когда всё ясно, становится скучно, не правда ли?...)
P.S.Загадку разгадывали на страницах детского журнала " Квантик" ( 2019, №5)
Интересный пост, Светлана Викторовна! Я тоже много читала о загадочной улыбки Моны Лизы. Спасибо за пост!
ОтветитьУдалитьРада, что понравилось, Ирина Михайловна!)
УдалитьИнтересно! Леонардо и сам был загадочной фигурой, обладал знаниями, опередившими время. Вполне возможно он знал об этом эффекте и использовал его намеренно.
ОтветитьУдалитьЯ видела Джоконду в Лувре ещё в те благословенные времена, когда толпы туристов были не такими большими, а палок для селфи не было и в помине. Но уже тогда, несмотря на то, что мы пошли с утра пораньше, чтобы избежать наплыва народа, у картины было не протолкнуться. Картина по размеру меньше, чем ожидалось почему-то. Едва виднелась за головами. Но всё же мы дождались момента, когда одна толпа отчалила, другая ещё не нахлынула и полюбовались шедевром с чувством, с толком. Действительно, потрясающий эффект. А ещё в реале (на репродукциях этого эффекта нет) она всегла смотрит на тебя! И слева, и справа.
"Я видела Джоконду в Лувре.."
УдалитьАлина...ну что я могу сказать откровенно? - завидую)) Думаю, я не одна такая - завидующая)
Светлана, вот! Правильно, значит, психолог-то всех припечатала - читаем друг друга и завидуем :)))
УдалитьНа самом деле я сама себе той, тогдашней в Париже завидую - просто подарок судьба мне отвалила, за все мученичества :)
Алина, есть такой грех - завидуем)).
УдалитьЗдравствуйте, Светлана! Читала-читала о загадочной улыбке Джоконды, да сам Леонардо - это сплошная загадка. Вот бы посмотреть эту картину в реале.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна!
УдалитьУ Вас сейчас открывается такая возможность - поездить по интересным местам! Уж если не Мону Лизу... то что-нибудь другое увидеть в оригинале) Давайте настраивайтесь, пакуйте чемоданы. Книги, внуки, огород - подождут))
Не надо иногда разгадывать загадки, ящитаю))
ОтветитьУдалитьЭто как анекдоты объяснять, – сразу пропадает прелесть восприятия)
Ирина, ага.
УдалитьЙатожытакщитайу)))
Света,
ОтветитьУдалитьЯ недавно слушала документальный фильм (слушала, потому что глаза и руки были другим делом заняты) про Джоконду и про то, кто она и где её брови, про первый "слой" на портрете ;)
Очень интересно было.
А ведь я до этого и не видела, что у неё бровей нет ;)
Догадываюсь, Таня, чем твои глаза-руки были заняты;)
УдалитьКстати, про брови надо почитать..:)🤓
Ну такое неромантическое "объяснение" загадочной улыбки загадочной женщины - паралич... Ну как в лужу посадили)))
ОтветитьУдалитьВерсия с сетчаткой глаза мне нравится больше. И я думаю, только - версия. разгадки все равно не будет. В этом гениальность Леонардо. Так что вы правы - просто наслаждаемся картиной!
Ирина, так конечно! - наслаждаемся!
УдалитьНу и по-прежнему ищем таинственное... даже , возможно, там, где его и нет))