Только-только прочитала про историю дуэли М.Волошина и Н.Гумилёва (блог Ирины Заики "Нескучная пятница"), как приходит очередной номер журнала "Юность", а там - об этом же!
Ирина очень подробно уже написала: о тайне имени Черубина, о трагическом любовном треугольнике, из-за которого и произошла дуэль, о самой дуэли... Я лишь немного добавлю.
Воспользуюсь материалом журнала: Погорелая, Е. Черубина де Габриак: неверная комета (Из главы "Ещё одна дуэль на Черной речке") // Юность. - 2019.- №9. - С.113-116.
Елена Погорелая - поэт, литературный критик. Сфера научных интересов - русская поэзия XX-XXI веков, современная литература, возрастная психология и педагогика. С трудами Елены Погорелой можно познакомиться здесь - Елена Погорелая - Журнальный зал.
Итак, это случилось 19 ноября в Мариинском театре в мастерской Головина. Гумилев стоял с Блоком на одном конце залы, Волошин с Маковским, ещё не знающим о мистификации Дмитриевой-Черубины, - на другом. Внизу пел Шаляпин. ..Волошин дал ему допеть и направился к Гумилёву.
Дальше - со слов самого Волошина: " Я подошел к Гумилёву, который разговаривал с Толстым, и дал ему пощёчину.. В первый момент я сам опешил, а когда опомнился, услышал голос И.Ф.Анненского: "Достоевский прав, звук пощёчины - действтительно мокрый". Гумилёв отшатнулся от меня и сказал: "Ты мне за это ответишь"..."
Со слов Маковского: "Волошин казался взволнованным, не разжимал рта и только посапывал. Вдруг, поравнявшись с Гумилёвым, не произнося ни слова, он размахнулся и изо всей силы ударил его по лицу могучей своей дланью...
...- Вы недовольны мною? - спросил Волошин, заметив, что меня покоробили грубая расправа его с человеком, который до того считался ему приятелем.
- Вы слишком великолепны физически, Максимилиан Александрович, чтобы наносить удары с такой силой. В этих случаях достаточно ведь символического жеста...
Силач смутился, пробормотал сконфуженно:
- Да, я не соразмерил..."
Далее ещё много интересных воспоминаний очевидцев: Алексея Толстого, М.Кузьмина, письма М.Волошина...
Любопытны рассуждения автора, Е.Погорелой, о поединке: "Хотя эту дуэль и называют второй дуэлью на Черной речке, имея в виду поединок Пушкина и Дантеса..., на память приходит другой поединок - Пьера Безухова с Долоховым. С одной стороны Волошин: толстый, мощный, добродушный, обладающий редкостной физической силой, к тому же масон. С другой - Гумилёв: хладнокровный, надменный, прославившийся романтическим ранним цинизмом... Волошин, как и Безухов, не умеет стрелять и боится, "по своему неумению", попасть в Гумилёва. Гумилёв, куда более искушённый в военном искусстве, настроен непримеримо... К счастью, в отличие от дуэли Безухова с Долоховым, на поединке Волошина с Гумилёвым не было пролито крови".
Общество на дуэль среагировало моментально.
Из фельетона А.Колосова (псевдоним А.Е.Зарина, актуального публициста).
Далее ещё много интересных воспоминаний очевидцев: Алексея Толстого, М.Кузьмина, письма М.Волошина...
Любопытны рассуждения автора, Е.Погорелой, о поединке: "Хотя эту дуэль и называют второй дуэлью на Черной речке, имея в виду поединок Пушкина и Дантеса..., на память приходит другой поединок - Пьера Безухова с Долоховым. С одной стороны Волошин: толстый, мощный, добродушный, обладающий редкостной физической силой, к тому же масон. С другой - Гумилёв: хладнокровный, надменный, прославившийся романтическим ранним цинизмом... Волошин, как и Безухов, не умеет стрелять и боится, "по своему неумению", попасть в Гумилёва. Гумилёв, куда более искушённый в военном искусстве, настроен непримеримо... К счастью, в отличие от дуэли Безухова с Долоховым, на поединке Волошина с Гумилёвым не было пролито крови".
Общество на дуэль среагировало моментально.
Из фельетона А.Колосова (псевдоним А.Е.Зарина, актуального публициста).
«Жили-были два
писателя, два поэта, два критика, и вдруг воспылали друг к другу ненавистью
лютою, непримиримою. Тесно им стало жить на белом свете и решили, что надо им
друг друга истребить.
— Ради
Бога, что вы делаете? — умоляли их друзья-приятели. — На кого вы литературу
русскую оставляете. Осиротеет она, бедная. Подумать только: варварский обычай
дуэли уже лишил русскую литературу Пушкина и Лермонтова, а теперь, пожалуй,
останется литература русская и без Волошина и Гумилёва. Но писатели и слышать
не хотели...<...>
...Когда дым
рассеялся, на снегу вместо двух поэтов осталась одна только галоша.<...>
Говорят, что
страха полицейского ради и Волошин, и Гумилёв притворяются живыми и показывают
вид, что с ними ничего не произошло.
Никто,
конечно, такому вздору не поверит.
Разве
могут остаться живыми люди, от которых осталась одна галоша. <...>
В надгробных
речах необходимо будет подчеркнуть скромность безвременно погибших писателей.
Люди,
которые владеют пером, мыслью и словом, настолько скромного мнения о своих
силах, что предпочитают этому своему естественному оружию глупую стрельбу из
пистолетов. Граждане великой республики слова — правда, маленькие, не заметные
граждане — берут на себя чужие роли, наряжаются в доспехи чужих варварских
племен и смело идут на всеобщее посмешище.
И как
апофеоз, как неизменный чеховский штрих — эта ста рая калоша, оставленная на
поле битвы. Какой необыкновенный символизм, какой необычный стиль в этой старой
галоше.
Господина
Гумилёва, каюсь, я совершенно не знал при жизни. Только из Биржевки я узнал,
что был такой писатель земли русской. А теперь его имя и его память для меня
нераздельно связаны с этой проклятой галошей».
Эпиграмма А.Измайлова, над которой в конце ноября 1909 года покатывался весь Петербург:
На поединке встарь лилася кровь рекой,
Иной и жизнь свою терял, коль был поплоше,
На поле чести нынешний герой
Теряет лишь...галоши.
И напоследок мои впечатления.
"Высокой трагедии не получилось", - пишет Е.Погорелая ( имея в виду, что Волошин пытался "буффонаду и фарс вокруг имени Лили перевести в регистр высокой трагедии").
Действительно, всё получилось как-то нелепо.
И всё же. Мне почему-то жаль обоих дуэлянтов. И даже кажется, что наши современники, прагматичные и продуманные, не смогут вот так - горячо и нервно, но искренне и, в общем, благородно, - защищать чьи-либо интересы.
Может быть, как раз в подтверждение моих мыслей в этом же номере появилось произведение Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак "Хороший мальчик".
Прочитайте, когда появится возможность.
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Читала пост у Ирины. Спасибо за продолжение. Нелепо, это первое, что приходит на ум. А тогда это называлось "честь", "достоинство". Наверно, в наше время было бы как-то иначе...
ОтветитьУдалитьСпасибо за рекомендацию книги "Хороший мальчик", Вы её прочитали? А отзыв не представите в проект "Книга месяца"?
В наше время, Людмила Федоровна, кажется уже и никак: и не ЛЕПО, и не НЕЛЕПО...
УдалитьПовторюсь: такие мысли возникли после ПРОЧТЕНИЯ рассказа "Хороший мальчик".
Доброго вечера, Светлана! Значит, не только я читаю ЛХЖ??? НЕ уверена , что в нашей библиотеке получают Юность...спрошу. Но как интересно написано! Эти имена...как много мы не знаем..."как много нам открытий чудных" дарит блогосфера. Спасибо!)
ОтветитьУдалитьА Вы заметили, Ирина, ЧТО я использую, читая ЛХЖ?..))
УдалитьВам - спасибо)
Светлана, конеШно, заметила. Значит,не зря я старалась.Взаимное "мерси":)
УдалитьИрина...
Удалить:)
Спасибо, Светлана Викторовна, что дополнили интересное сообщение Ирины Витальевны!
ОтветитьУдалитьБуду рада, Наталия Викторовна, если понравилось!:)
Удалитьгосподи, Юность еще жива!)
ОтветитьУдалитьНастолько отвыкла от живых журналов, в смысле настоящих живых,а не ЖЖ)
И чего это про дуэли в самом деле? Хотя это все про любофф)
Юность жива, Ирина, и там даже новинки можно раньше всех "урвать")
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Викторовна! Незнакомые факты о знакомых поэтах. А мы уже давно ничего не выписываем. Денег на подписку нет.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса!
УдалитьВопрос с подпиской - это, конечно, отдельный разговор)
Но с каждым годом бумажный вариант журнала отодвигается с предпочтением интернета. В основном уже малыши только активно читают бумажные.
Света, вот это шикарное дополнение! Спасибо за наслаждение, прочла с превеликим удовольствием!
ОтветитьУдалитьИз того, что ты написала, читала только воспоминания Волошина, там было много подробностей, в том числе связанных с мистификацией. Наивный и влюбленный Маковский ещё и советовался с Волошиным, как ему добиться Черубины не подозревая о том, что Черубина есть его творение.
И сцена пощёчины описана тоже. Но все другие воспоминания не читала и эпиграмма тоже супер.
Да, я изначально определила эту дуэль как трагифарс, по другому не назовешь. Если в 19 веке дуэль, это было дело чести, то теперь выглядело все нелепо. Хотя, я думаю, для самого Волошина все было серьезно, он ведь совсем не умел стрелять, а Гумилев, напротив, был опытный вояка. И для Волошина могло все плохо кончиться. А потерянные калоши, их символику уже современники придумали, потому что живописная деталь конечно. Но я думаю, это все от стресса, выражаясь современным языком.
Так или иначе, ради женщин мужчины готовы тогда были на поступки, хоть и такие неуклюжие и неумелые.
Ирина, да тебе спасибо - ты же начало теме дала) да такое подробное!
УдалитьА про поступки...да. Исчезают шпаги и белые перчатки...)
Спасибо за интересное продолжение. Совсем была не в теме. А вообще, путь и поступки нелепые, неуместные, но они были. Где теперь мужчины с поступками? Или мне не попадаются такие, пробегают мимо? (тут я просто улыбаюсь, шучу и нисколечко не обижаюсь на жизнь)
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, знаете, я ведь тоже была не в теме! А теперь информация так течет изх разных источников!
УдалитьПосле написания поста ещё в однм журнале наткнулась на интересное:)
А мужчины, которые мимо... может быть, просто мы не давали повода?..) чтобы драться)