27 марта. Весна. Видимо, уже стало традицией весной ездить в Воткинск.
Нынче за день успели очень много. Даже Дом-музей П.И.Чайковского посетили.
Я в этом доме уже не помню сколько раз была. И с каждым разом там что-то видоизменяется, совершенствуется. Выхолащивается. Подстраивается под нас - современных постетителей века иноформационных технологий. От этого теряется что-то живое и настоящее.
Ну по крайней мере, таковы мои ощущения.
По непонятной для меня причине вся усадьба теперь в кошках. Кошки всюду: на углах, на стенах, на картинах, внутри и снаружи помещений. Кошки нарисованные, кошки в виде мягких игрушек. И даже есть живая. Я, конечно, к кошкам дышу совершенно неровно. Но тут какой-то перебор, по-моему. Или, по-современному, маркетинговый ход?..)))
Ну да ладно.
Несмотря ни на что, опять с удовольствием прогулялась по комнатам, по всей усадьбе. Мы не стали ждать группу с экскурсией. Гуляли сами по себе. Для нас (при входе и в классных комнатах на втором этаже) включили фрагменты произведений П.И.Чайковского с видеозарисовками. Вот это новшество нам очень понравилось: музыка не просто настроила на нужную волну - расстрогала.
Немного фотографий. Который раз ловлю себя на том, что не хочется уже фотографировать. Хочется просто смотреть. Правда, потом начинаю жалеть, что вот это не сняла, вот то...
Начну с живой кошки Машеньки - хранительницы музея.
Совершенно очаровательна. Очень любит почесуйцы. Мурчит! - заслушаешься)
Её даже на картине изобразили.
Провожает нас:
Снова кошка. "
Ну это, конечно, не живая коша - просто муляж. Лежит, между прочим, в кресле в детской (мезонин).
Мезонин в доме - это мир детства в семье Чайковских.
Мы жили совершенно отдельною от взрослых жизнью; только во время еды были с ними. Не только занятия, но и забавы были у нас свои. Вечера под праздник мы проводили у себя наверху, в чтении, в беседах... В будни, с 6 часов утра, все время было очень строго распределено, и программа дня исполнялась пунктуально. Так как свободные часы, когда дети могли делать, что хотели, были очень ограничены, то я настаивала, чтобы они проходили в телесных упражениях.. "(Из воспоминаний Фанни Дюрбах, гувернантки).
А вот этот товарищ на столбе вам никого не напоминает?
По-моему, вылитый Филимон.
Ой, что это я? при чем тут Филимон?...)
Вернёмся в Воткинск.
Что делает на столбе в усадьбе Чайковского этот рыжий тип, мы не выяснили. Наверное, у него своя миссия - хозяйственная. Потому что висит на избе для хозяйственных нужд:)
А вот у этой милой кошечки тоже своя благородная задача - посетителй предупреждать.
Такие вот кошачьи нововведения.
Имея домик в деревне, я теперь на дом-музей смотрела новым взглядом . Например, обратила внимание, что в доме много ширм. Ну еще бы - все комнаты проходные.
Ширма в детской комнате.
Детская комната принадлежала Александре. Пётр очень дружил с сестрой, часто здесь бывал, они вместе играли. И предполагают, что именно воспоминания о детских играх с Александрой послужили мотивом для создания некоторых произведений из "Детского альбома"("Новая кукла", "Нянины сказки" и др).
|
Ширма в пеленальной комнате. |
За ширмой помещалась кровать и комод бонны Каролины - няни.
В пеленальную детей размещали практически сразу после их рождения.
А вот и тот самый пеленальный стол с одеждой для младенца.
И детская кроватка у печи.
|
Ширма в десткой комнате (мезонин). |
Силуэты за ширмой производят впечатление, что там и сейчас кто-то играет...Самое святое место в доме.
Здесь укреплена мемориальная доска с надписью "Здесь родился П.И.Чайковский 7 мая (25 апреля ст.ст) 1840г."
Рассказывают, что обстановку в ней восстановили максимально точно. Но занавесили вуалью. И мы можем видеть только смутные очертания интерьера. Раньше вуали не было.
Здесь есть туалетный столик, комод, дамский рабочий столик и , конечно, ширма, закрывающая в дневное время кровать. Потому что, повторюсь, комнаты проходные.
|
Свидетельство о рождении Петра Ильича Чайковского. |
По поводу восстановления интерьеров.
Ещё в семидесятые годы архитектор Л.С.Сахарова, которая руководила реставрацией дома, не имела ни одного графического плана дома. После отъезда Чайковских в доме жили другие горные начальники, многие перестраивали дом. Основным документом для Сахаровой Л.С. служила сдаточная книга Воткинского завода. Книгу составлял как раз И.П.Чайковский, и в ней, кроме описания заводских фабрик, есть описания домов. Помогли письма И.П.Чайковского жене, где он рассказывал, как обустраивается на новом месте, в новом жилище, описывал в какой цвет покрасили стены, какой сделали пол: "сегодня разрисовали пол, получилось недурно", "гостиная голубая, ниш в гостиной круглый с диваном наподобие палатки полосами желтой с голубым...".
Вот так это выглядит сегодня:
Здесь Александра Андреевна, мать Петра Ильича, любила принимать своих гостей, рукодельничать.
Потом, конечно, обнаружились некоторые утраченные документы, в том числе, кстати, и подлинные чертежи дома времени жизни в нем Чайковских. Возможно, поэтому я каждый раз вижу какие-то изменения. Некоторые вещи Петра Ильича - рояль, книги, ноты, фотографии - передал на родину композитора Н.К.Рукавишников, командированный из клинского Дома-музея П.И.Чайковского.
|
Самая дорогая реликвия музея - старинный прямострунный рояль фирмы"Вирт". Был подарен на 12-летие Петру его матерью, когда семья жила в Санкт-Петербурге. В этом зале гости танцевали, слушали музыку. Поэтому мебель в этой комнате расставлена по стенам. Фото с общим видом, к сожалению, не сделала.
|
|
В книжном шкафу, если присмотреться, на красной подушечке - ордена Ильи Петровича. |
|
В столовой. На столе подлинная вещь семьи Чайковских - шкатулка для чая. |
Каминный экран, вышитый Александрой Андреевной, по семейной легенде, незадолго до рождения Петра Ильича.
Кабинет Ильи Петровича. Согласно традиции, мебель обита кожей.
Илья Петрович, принимая в Воткинске завод железоделательным, стал основателем машиностроения, усовершенствовал выплаку стали, ввел пуллингование, расширил железоделательное производство. Это были самые благоприятные годы в его деятельности.
После отъезда из Воткинска - с1849 по 1852г. - управляющий Алапаевскими заводами, с 1858 по 1863г. - директор Петербургского технологического института.
Над диваном-пате - портрет Александры Андреевны (работа неизвестного художника, масло). "В памяти Петра Ильича облик матери сохранился в виде высокой, довольно полной женщины с чудным взглядом и необыкновенно красивыми, хотя и не маленькими, руками. "Таких рук не больше никогда не будет!" - часто говаривал он. " (Из воспоминаний М.И.Чайковского, брата. Модест Петрович после смерти Петра Ильича занялся созданием биографии композитора, он же был создателем музея в Клину).
Ещё несколько фото:
|
Оркестрина, подобная той, что была в доме Чайковских.
"Роль музыкального просветителя будущего композитора выпала на долю неодушевлённого предмета - так называемой оркестрины, т.е. механического органа средней величины, который Илья Петровчи вывез из петребурга вскоре после переезда в Воткинск... По словам самого Петра Ильича, звуки орекстрины были первым его сильным музыкальным впечатлением" ( М.И.Чайковский)
|
На этом, пожалуй, остановлюсь.
Это был Дом-музей весной.
"Был первый раз в саду, ну какой чудесный, ты будешь в восхищении, есть фруктовые деревья, тьма розанов махровых, малина, земляника, клубника, смородина, вишни, яблони, пркрасные беседки, детский домик, теплица; огурцы, уже по пятому листу. палисадник вычищен, и видна травка. Лодка готова к вашим услугам, и пруд посинел, вода прибывает, это знак, что скоро изломается". (И.П.Чайковский - А.А.Чайковской, 15 апреля 1837г.)
Надо бы ещё летом туда вернуться. Запечатлеть картинку, описанную Фанни Дюрбах:
"Я никогда не видела такого красивого захода солнца, как в России, когда небеса покрывались такими изумительными красками; я особенно любила тихие, мягкие вечера в конце лета. Челны рыбаков качались на пруду, гладком, как зеркало, в котором отражалось солнце. С балкона мы слушали нежные и грустные песни - только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать..." ( Из письма Ф.Дюрбах - И.П.Чайковскому, 24 июня 1893г.)
Вот это поооост!) Света. ты исправляешься))
ОтветитьУдалитьПрям почитала-почитала, посмотрела-посмотрела.
Но я тебе точно скажу: сколько бы ты ни рассказывала про что-то, если есть кошки, то в итоге запомнятся только они!))
Но за это спасибо)
Ну вооот... столько буковок настучала... фоточек навыкладывала... и опять котики рулят???
Удалитькульт личности какой-то...)))
Кот личности)
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Викторовна! Как будто сама побывала в музее П.И. Чайковского. Спасибо за экскурсию! Машенька - великолепна!
ОтветитьУдалитьРада, Лариса, что понравилось! Не зря старалась, значит;)
УдалитьСветлана, с каким же удовольствием "сходила на экскурсию"! Цитатты очень оживили впечатление, прямо музыка души! Спасибище :)
ОтветитьУдалитьПро кошек... Меня давно раздирает написать пост про перебор в российском украшательстве городов и достопримечательностей всякой всячиной. Но не пишу, зная, что, эмигрант = злопыхатель :)
Алина, злопыхатель, значит?)))
УдалитьНу если серьёзно, то вот правда - как будто заигрывают с нами. От этого вот и теряется что-то очень настоящее, подлинное. Я, кстати, возможно, тоже покупаюсь на некоторые такие маркетинговые ходы.Там, где не очень в теме увиденного, скажем. Но вот в этом-то доме... уж столько раз была... И ведь посетителей там всегда много. Раньше там было всё намного проще, как будто просто в чей-то дом зашел, в котором и сейчас живут - всё жизнью дышало. Ой, ладно. Не буду ворчать)
Рада, что цитаты понравились, Алина)
Как интересно, Светлана Викторовна! Потрясающий музей! Воткинск, наверное, недалеко от вас находится! Сколько замечательных кошек! И настоящих, и не очень! Конечно, ваш Филимон лучше всех!
ОтветитьУдалитьФилимон - вне конкуренции, Ирина Михайловна!)
УдалитьДа, Воткинск в 180 км от нас. В музей автобусные туры организованы. Первые мои посещения были ещё в детстве с классом таким вот туром.