вторник, 29 ноября 2016 г.

Мерчендайзинг в библиотеке, или Отчего библиотекарь потирала руки

Мерчендайзинг - [англmerchandising < merchandise - торговать] - экон1подготовка товаров к розничной торговле2комплекс мернаправленных на привлечение внимания покупателей (напр., размещение товаров в торговом залеоформление торговых прилавковрекламных плакатовдекорацийосвещения); 3планирование и ведение торговли путем представления продукта на нужном рынке в нужное время.
источник 
При чем тут торговля и библиотека, спросите вы? 
Чтобы ответить на это вопрос, следует слегка  раскрыть понятие "мерчендайзинг".
Правильный мерчендайзинг немыслим без без так называемых POS-материалов - инструментов мерчендайзинга. Вы уже заметили, что это новое слово английского происхождения. Вот и все остальные термины будут тоже английские. Поэтому набираемся терпения и вникаем.
Итак. 
Воблер - от англ. wobble - колебаться. Это такие висюльки на подвижной ножке, которые крепятся на поверхности полки над товаром, к которому надо привлечь внимание. Воблер болтается в потоке воздуха и простыми движениями привлекает внимание к себе и к товару.
Мобайл - подвесной или вращающийся гигантский  макет товара. Это могут быть джинсы 350-го размера или полутораметровые карамельки "Чупа-чупс". Мобайл буквально кричит своими размерами и подойти туда просто невозможно.
Блистер - прозрачная упаковка, в которой товар показывает свое истинное свежее лицо.
Шелфтокер - яркий разделитель. Помогает визуально объединить вид товаров, продающихся под одной маркой.К шелфштокерам же относятся цветные ценники с надписями типа" Скидка века", "Распродажа сезона" и др.
Диспенсер - подставка для листовок, украшенная слоганом, логотипом бренда или компании.

Кроме того, мерчендайзеры используют продвинутые примочки: видеомониторы, магазинное телевидение и радио... Чтобы у покупателя были задействованы все 5 чувств. Причем все сразу. Берут на вооружение гендерные отличия. Например, мужчины лучше замечают товар. расположенный вдали, а женщины тщательно исследуют полки в непосредственной близости от себя.

Ну что, чувствуете аналогию между магазином и библиотекой? В магазине озадачены тем, чтобы сбыть товар покупателю за его же деньги. А библиотека, приобретя книги, озадачена  во что бы то ни стало "втюхать" эти книги своему читателю. Бесплатно.  И библиотекарь млеет от счастья, если на книгу "положили глаз", то есть читатель "клюнул" на библиотечные уловки.
Библиотечные уловки в данном случае - не что иное, как тот же мерчендайзинг.

А теперь про себя в роли мерчендайзера. Сознаюсь честно, мерчендайзинг получился случайно. Уже потом всё проанализировала и сделала выводы. Но... главное - сделала!
Первое фото. Была сделана выставка книг, подаренных библиотеке.

Прошло время. Настала пора менять декорации. Книги с выставки убрала. Но показалось, что рановато их прятать на полки. Решила расставить на книжные полки открытого доступа, особо пользующиеся популярностью: обложкой лицом. не убирая ярких ....этикеток? заманушек? зазывалок? или, как там у мерчендайзеров  - Воблеры? Шелфтокеры?...
И вот что получилось.

И вдруг мужская читательская половина среагировала:
 - Ого! Эти книги стояли на выставке?
 - Да.
 - А мы и не заметили. А здесь на полке сразу увидели!

И  подаренные книги опять "пошли по рукам",  а библиотекарь от радости "потирала руки"....

10 комментариев:

  1. Втюхать грамотно - целое искусство) Гляди-как ты как все по науке нынче делаешь))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А! Ирина... Вынуждена тебя разочаровать. Ничего не по науке. У меня всё в жизни происходит наоборот: сначала делаю, потом думаю... базу теоретическую подвожу... ну вот , как в этом случае) Иногда при этом попадаю в цель, иногда мимо пролетаю))

      Удалить
  2. Света,

    Всё правильно!
    Я в книжном магазине всегда обращаю внимание на книги, которых есть наклейки или этикеточки с надписами "Нам понравилось", "Новинка", "Новое имя"...

    Удачи тебе в этом нелёгком деле ;)
    Но я уверена, что всё у тебя получится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня:)
      Вот же как интересно: а я в книжном магазине, да в любом магазине, бываю прям недовольна, когда эти мерчендайзеры местами всё меняют. У меня складывается впечатление, что я просто лишнее время зря трачу на поиск нужных мне полок.

      Удалить
  3. Реклама - двигатель торговли! А в библиотеке - двигатель работы с читателем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина Михайловна! Согласна.
      Но есть и другие мнения:
      Реклама убивает возможность выбора. Дуглас Коупленд
      Реклама - это громыхание палкой внутри помойного ведра. Джордж Оруэлл
      Реклама – узаконенная ложь. Герберт Дж. Уэллс
      Реклама – искусство делать из полуправды полную ложь. Эдгар Хоу
      Тут тоже есть, над чем подумать)

      Удалить
  4. Ооо! А я это всегда маркетингом (сбыт продукции) называла... Мой сын изучая в магистратуре этот предмет, посвятил меня во все тонкости этого "втюхивания". Я приходила в магазин и чётко знала: что, зачем и почему.... и что мне в данный момент пытаются "всучить". Но никогда не думала, что в библиотеке тоже мне пытаются что-то "втюхать"...:)) Надо подобрать другой глагол - пытаются привлечь внимания. Хотя суть всё равно получилась одна и та же....:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да вот,Лена...мы, библиотекари, только с виду белые и пушистые...а вообще-то, с нами надо ухо в остро держать: обведем вокруг пальца и не заметишь...))))

      Удалить
  5. Выбор сейчас так широк, что очень важно прислушиваться к мнению просвещенных людей. Главное, чтобы рекомендации были правдивыми. Но, с другой стороны, полагаться на "нам понравилось", наверное, стопроцентно не стоит, потому что вкусы у людей разные.
    Света, но как ни крути, на акулу капитализма ты никак не похожа. Скорее - на доброго интеллигентного волонтера-благотворителя: "Ох, полным-полна коробушка..." :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена..))
      Я ух! ж не просто акула, я эта... пиранья!

      Удалить