![]() |
источник |
Сенека Луций Анней (Младший)
Тема безумия всегда была интересна. Безумие
пугает и притягивает. Безумие вызывает
стремление познать его разгадку. Сменяются эпохи, появляются новые взгляды на
мир, явления жизни, природы, но безумие так до сих пор остаётся объектом
внимания не только медицины, но и философии, культурологии, социологии, и,
конечно же, литературы.
Всё
это не могло не отразиться на душевном состоянии писателя. Дневник Полевого за это
время, по словам его сына, представляет собой «непрерывный вопль» мучимого
безысходной нуждой человека и «переполнен молитвенными возгласами и обращениями
к Богу». «Терзанье и тоска»... «молился и плакал»— подводил итоги дням Полевой
в 1843 г. «Замолчать вовремя — дело великое; мне надлежало замолчать в 1834
году», — писал он брату год спустя... A бедствия все не стихали... Хронический недуг, истощавший здоровье
Полевого, обострился, — и в1846 году 22-го февраля его не стало. Достигнув
вначале огромных высот, а потом, оказавшись в полосе почти полного забвения,
Н.А. Полевой окончил свой путь в 50 лет с ощущением душевной катастрофы и
безнадежности существования.
Приятного чтения!
Вспомните хотя бы некоторые, ставшие уже классикой,
произведения: «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя,
«Пиковая дама» и «Медный всадник» А.С.Пушкина, «Безумный художник» И.А.Бунина,
«Палата №6» А.П.Чехова, многие произведения Ф.М.Достоевского… Предлагаю
пополнить этот список ещё одним произведением
- повестью русского писателя Н.А.Полевого «Блаженство безумия».
"Три историка, нисколько не бывшие поэтами, имели сильное влияние на русскую поэзию и вообще русскую изящную литературу, в три различные эпохи её исторического существования. Это были - Ломоносов, Карамзин и Полевой..."
![]() |
источник |
В.Белинский. Николай Алексеевич Полевой, 1846 г.
Имя Н.А.Полевого (не путать с Б.Полевым) для многих,
вероятно, не на слуху. А, между тем, он достоин того, чтобы о нём вспомнили: о его нелёгкой жизни, о его творчестве.
Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) - знаменитый
беллетрист, критик, теоретик романтизма, прозаик, историк. Происходил из старинного
рода курских купцов. Надежды отца Николай не оправдал: купцом не стал. С
детства его больше тянуло к занятиям литературой и историей. Не получив от отца
денег на образование, Н.А. Полевой занялся самообразованием. И всё, чего
писателю удалось добиться в жизни, было достигнуто им за счёт его дарований,
помноженных на изнурительный труд. Без посторонней помощи он освоил историю,
литературу, языки – французский, греческий, немецкий, латынь. С детства писал
стихи, драмы. Издавал домашнюю газету и журнал. Это было хорошей жизненной
школой.
В 1817 году состоялся литературный дебют
Н.А.Полевого. А затем наступил звездный период литературной карьеры Полевого,
как напишут потом критики о периоде 1825-1834 годов. Именно в этот период он
издает литературно-критический журнал "Московский телеграф" - "лучший
журнал в России от начала журналистики" по мнению В. Г. Белинского.
Журнал быстро стал самым популярным журналом как в столице, так и в провинции.
В "телеграфский период" Полевой вошёл в
русскую литературу не только как критик и журналист, но и как прозаик-романист.
Первые повести Полевого, посвященные исторической теме, очень тепло приняла
читающая публика. Роман "Клятва при
гробе Господнем" стал одним из самых популярных исторических романов того времени.
В начале 1830-х гг. Полевой начал писать и на романтические сюжеты.
Однако не всё так гладко было в биографии Н.А.Полевого. Как историк, Н.А.Полевой имел свои, отличные от многих, взгляды на исторические события. О них он писал в своих исторических трудах. В результате, он оказался в опале, потерял прежние дружеские связи, стал героем эпиграмм П.А.Вяземского, Е.А.Баратынского. Вот, например, две эпиграммы Баратынского:
Однако не всё так гладко было в биографии Н.А.Полевого. Как историк, Н.А.Полевой имел свои, отличные от многих, взгляды на исторические события. О них он писал в своих исторических трудах. В результате, он оказался в опале, потерял прежние дружеские связи, стал героем эпиграмм П.А.Вяземского, Е.А.Баратынского. Вот, например, две эпиграммы Баратынского:
«Он вам знаком. Скажите, кстати,
Зачем он так не терпит знати?»
— Затем, что он не дворянин.
«Ага! нет действий без причин.
Но почему чужая слава
Его так бесит?» — Потому,
Что славы хочется ему,
А на неё Бог не дал права,
Что не хвалил его никто,
Что плоский автор он. — «Вот что!»
Зачем он так не терпит знати?»
— Затем, что он не дворянин.
«Ага! нет действий без причин.
Но почему чужая слава
Его так бесит?» — Потому,
Что славы хочется ему,
А на неё Бог не дал права,
Что не хвалил его никто,
Что плоский автор он. — «Вот что!»
Писачка в Фебов двор явился.
«Довольно глуп он!» — бог шепнул. —
Но самоучкой он учился, —
Пускай присядет; дайте стул».
И сел он чванно. Нектар носят;
Его, как прочих, кушать просят;
И нахлебался тотчас он
И загорланил. Но раздался
Тут Фебов голос: «Как! зазнался?
Эй, Надоумко, вывесть вон!»
«Довольно глуп он!» — бог шепнул. —
Но самоучкой он учился, —
Пускай присядет; дайте стул».
И сел он чванно. Нектар носят;
Его, как прочих, кушать просят;
И нахлебался тотчас он
И загорланил. Но раздался
Тут Фебов голос: «Как! зазнался?
Эй, Надоумко, вывесть вон!»
На обе эпиграммы Полевой написал ответную эпиграмму
против Баратынского:
Пришел Поэт, и пущен на Парнас.
«А! Здравствуй! — Феб сказал: — да что за чудо:
Ты мне знаком, я помню, что подчас
Ты плакивал в стишонках, и не худо,
Что? Нет ли, брат, плаксивого опять?» —
— Нет, мудрый Феб. Я плакивал, бывало,
Позволь теперь смешное почитать. —
«Читай». — И вот, не думавши нимало,
Вдруг наш поэт с насмешливым лицом
Развеселить затеял эпиграммой.
Чуть выслушал Латоны сын упрямой,
И закричал: «Эй! Кто там?» — С медным лбом
Предстал школяр. «Вон вывести». — О милый,
О добрый Феб ! Осмелюсь ли спросить... —
«Ах, плакса! Что задумал ты? Острить?
Чуть усыпляешь ты в элегии унылой —
Пошёл же вон — тебе ль смеяться, хилой!..»
«А! Здравствуй! — Феб сказал: — да что за чудо:
Ты мне знаком, я помню, что подчас
Ты плакивал в стишонках, и не худо,
Что? Нет ли, брат, плаксивого опять?» —
— Нет, мудрый Феб. Я плакивал, бывало,
Позволь теперь смешное почитать. —
«Читай». — И вот, не думавши нимало,
Вдруг наш поэт с насмешливым лицом
Развеселить затеял эпиграммой.
Чуть выслушал Латоны сын упрямой,
И закричал: «Эй! Кто там?» — С медным лбом
Предстал школяр. «Вон вывести». — О милый,
О добрый Феб ! Осмелюсь ли спросить... —
«Ах, плакса! Что задумал ты? Острить?
Чуть усыпляешь ты в элегии унылой —
Пошёл же вон — тебе ль смеяться, хилой!..»

Воздадим
дань памяти русскому писателю. Уютным зимним вечером прочтите его первое и самое удачное произведение в
романтическом жанре - повесть
"Блаженство безумия». Это повесть о роковой любви, о верности идеалам
любви, красоты и добра.
P.S. Любопытный отзыв читателя я неожиданно обнаружила на повесть. Выдержки: "...Я терпеть не могу "истории любви" и всякие подобные романтические штучки-дрючки в литературе. Есть что-то в этом такое гадостное, низменное, пораждающее все эти человечьи заморочки и прямо таки пропагандирующее "человеческое, слишком человеческое..."Повесть "Блаженство безумия" (написана в 1833 году) я прочитал ещё в подростковом возрасте и это одно из немногих (других я сходу и не вспомню) произведений из, условно говоря, жанра "любовного романа", которое не вызывает у меня отторжения и близко мне по духу (слово "нравится" я брезгую произносить).
Я ещё хотел поделиться кое-какими своими мыслями, но передумал. Не для блога это... Сюжет так же пересказывать не буду...
Читайте и думайте..."
Читайте и думайте..."
Про Полевого не знаю ничего! Ломоносов, Карамзин... а что же про него нам ничего не рассказывали? Спасибо, Светлана
ОтветитьУдалитьТатьяна, да, в общем-то, мы своё время многие имена стороной обошли. Были, видимо, на то свои причины. Ну так сейчас восполним пробелы!
УдалитьСветлана,
ОтветитьУдалитьСпасибо ещё раз за знакомство ! Как мало я знаю о русской литературе ! Стыдно !
Беру на заметку.
Очень понравилась фраза : замолчать вовремя - дело великое.
Хороших выходных !
Фраза, действительно - мудрая. Чаще бы о ней вспоминать..))
УдалитьТебе тоже, Таня, хороших выходных! тем более - после длительного путешествия!
Светлана, любопытно, да еще после такого комментария!
ОтветитьУдалитьНаташа, имеешь в виду отзыв читателя? Да, эмоционально написано..))
Удалить