Мы понимаем поэта
недостаточно полно, если не знаем его прозы или его работ в какой-либо смежной
области искусства. Литературное наследство великого русского композитора Петра
Ильича Чайковского – пример того же рода.
Варлам Шаламов
... человек, живший в
мире аккордов и ритмов, писал яснее, чище, логичнее и изящнее большинства наших
современных литераторов по ремеслу...
Г.А.Ларош
Да,
речь пойдет не о Модесте Ильиче Чайковском, драматурге, переводчике,
либреттисте. Речь пойдет о Чайковском Петре Ильиче – великом русском
композиторе.Гений музыки как бы приглушил другие стороны художественного
дарования человека, разностороннее наследие которого и сейчас кажется нам
неисчерпаемым. Чайковский не только был вдумчивым и
разносторонним по интересам читателем, но и сам не был лишен литературного
таланта. Сохранилось 18 детских стихотворений Петра Ильича, написанных
им в возрасте 7-8 лет. Эти тексты сохраняла Фанни Дюрбах ,
воспитательница и первая учительница Чайковского. Она называла его
"маленьким Пушкиным". Известно также, что Чайковский писал
мальчиком стихи для журнала «Училищный вестник». Существует его статья 1854
года «История литературы нашего класса». В то же время он замышлял оперу. Ей и
название было придумано вполне мальчишеское: «Гипербола»...
При
этом Петр Ильич Чайковский поэтом себя не считал. «Я не поэт, а только стихоплет», – писал он брату Модесту. Однако стихи
занимали большое место в жизни П.И. Чайковского: не было ни одного
года, когда рядом с музыкой не создавались бы стихи. По-видимому, это был
единый творческий процесс.
П.И.
Чайковский написал либретто шести своих опер: «Воевода», «Опричник, «Евгений
Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа» и «Пиковая дама», некоторые из них в
соавторстве.
П.И.
Чайковскому принадлежат тексты собственных вокальных сочинений. До сих пор в
Клинском музее хранятся автографы текстов двух арий из «Пиковой дамы». Это
широко известные «Я вас люблю, люблю безмерно» (ария Елецкого) и «Ах,
истомилась, устала я» (ария Лизы). Любой лирический поэт гордился бы этими
стихами.
Известный русский критик Г.А.Ларош, соученик Чайковского по консерватории, вспоминал: "Я не могу предаваться своим воспоминаниям о Чайковском без того, чтобы
сейчас не заговорить о его литературных способностях и занятиях. Литература
занимала в его жизни место гораздо больше, чем у обыкновенного образованного
человека: она была после музыки главным и существенным его интересом; ...нет
сомнения, что на эту любовь его к литературе повлияла его дружба с Апухтиным,
но главная, по моему, причина была та, что он сам был в значительной мере
рожден литератором.... человек, живший в мире аккордов и ритмов, писал яснее,
чище, логичнее и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу...
"
В 1878 году Петр Ильич написал большое стихотворение "Ландыши". В Письме к брату Модесту он пишет шутливо: «Оттого ли, что погода стоит
отвратительная, оттого ли, что я вообще вчера был грустно настроен, – но вдруг
мне захотелось воспеть ландыши в стихотворной форме. Целый день и все
сегодняшнее утро я провозился над стихами, и в результате получилась пиэса,
которую при сем тебе посылаю отдельно. Я ужасно горжусь этим стихотворением. В
первый раз в жизни мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же
глубоко прочувствованные. Уверяю тебя, что хотя они мне достались с большим
трудом, но я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой.
Пожалуйста, дай сему моему творению самую широкую публичность. Хочу, чтобы все
удивлялись и восхищались» (Флоренция, 15 декабря 1878 г.)
Любопытно,
что на эти стихи была написана музыка, но не самим Чайковским, а другим русским
композитором – А. Аренским: романс для голоса, виолончели и фортепьяно в 1894
году, через год после смерти Петра Ильича. «Ландыши» – единственное
стихотворение Чайковского, изданное отдельно от музыки.
Г.А.Ларош
писал, что литературный талант Чайковского не ограничивался прозой - он был также талантливым переводчиком. В 1868
году Чайковский перевел арию пажа из оперы Мейербера «Гугеноты». А в 1875 году
полностью перевел с немецкого либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».
Кроме литературных текстов в его романсах и операх, были у композитора бесчисленные стихотворные каламбуры. Они сохранились в основном благодаря памяти друга И.А.Клименко, который воспроизвел их в своих воспоминаниях о Чайковском. Он писал: "Петя был большой мастер насчет стихотворных экспромтов". Но сам Чайковский не придавал им особого значения. Экспромты рождались в дружеском кругу под хохот товарищей и тут же умирали для их автора. Они сохранились лишь в его письмах или, как уже отмечалось, в воспоминаниях Клименко. Вообще, шутки, экспромты-шутки - это часть натуры Чайковского, способного к остроумному каламбуру.
Особое место в литературном наследии Чайковского занимает
такой жанр, как письма. Он был поистине мастером эпистолярного жанра. Это
подлинные литературные шедевры: в них точные и меткие высказывания о музыке,
литературе, искусстве, истории, философии… Письма-дневники, написанные во время
путешествий - это прекрасные описания природы и окружающей действительности.
Чайковский был в переписке с почти 600 корреспондентами. Он написал несколько
тысяч писем. Опубликованы по автографам и копиям свыше 5 тысяч, но,
предположительно, Чайковский написал более 7 тысяч писем за свою жизнь. Композитор
считал своим долгом отвечать на все приходившие к нему письма. Поражает
отзывчивость П.И.Чайковского, его способность сопереживания другим людям. Такой
фактор доверия П.И.Чайковскому сложился у более чем тысячи корреспондентов
композитора из числа его слушателей, которые находили в их авторе и
"утешение и подпору", говоря словами одного из его писем.
440
музыкальных сочинений из числа завершенных и сохранившихся в самых разных
жанрах. Это 11 опер, 3 балета, 41 симфоническое произведение, 27 хоровых
произведений, 119 камерно-инструментальных сочинений, 111 романсов и вокальных
ансамблей. При этом, не сохранилось 18 произведений, 7 произведений остались
незавершенными и 72 неосуществленными;
160 литературных
сочинений: из них - 6 музыкально-педагогических трудов, 81 статья и рецензия, в
том числе статьи для периодических изданий и словарей, 26 стихотворений и 41
литературный перевод с французского, итальянского и немецкого языков .Не
сохранилось – 3 сочинения и остались незавершенными или в виде замыслов – 4.
Использованные источники:
Света, доброе утро!
ОтветитьУдалитьТы не поверишь, насколько сегодняшнее утро у меня получилось добрым и "вдохновительным"!
Спасибо тебе за Чайковского!
Я люблю его музыку, но, как всегда, мало знала о других его талантах.
Очень прониклась твоим рассказом.
Есть о чём подумать...
Ты не поверишь, я как раз вчера убиралсь в спальне и нашла СД с произведениями Чайковского, которые любила иногда на ночь слушать.
Всё перенесла в свою "мастерскую". Теперь буду по очереди смотреть фильмы и слушать музыку, занимая свои очумелые ручки ;)
Чудесного дня, Света!
Таня)
УдалитьОй, поздно отвечаю... - деловущая я...)
Ну я думаю, под прекрасную музыку классика нашего ( хм...мой земляк, кстати)) буду в очумелых твоих ручках не менее прекрасные вещи рождаться!)
Света,
УдалитьНадеюсь, что все твои дела хорошие и полезные :)
А я вчера слушала Времена Года :) Чудесно!
Таня:)
УдалитьТоже надеюсь..)
Светлана, огромное спасибо за этот прекрасный пост. О Чайковском-композиторе знают много, а как о поэте-писателе мало информации. Очень нужный пост.
ОтветитьУдалитьЕлена.. Вот сама многое узнала, пока этот пост писала)
УдалитьКак сами-то просвещаемся, пока да?
Очень полезная вещь - блог...))