среда, 26 октября 2022 г.

Мечеть султана Кабуса

 Надо сказать, я вся извелась перед поездкой, собирая вещи. Обычно, как я уже поняла, много вещей не требуется  в путешествии, тем более, если это теплая страна. 

А тут... нас сразу предупредили, что в гардеробе надо иметь вещи, прикрывающие.. а вот что прикрывающие и насколько сильно прикрывающие? Все эти трудности  с одеждой связаны с посещением мечети. Ну и в самом городе - другой культуры - надо соответствовать. Вот опять же, чему соответствовать? кому? чьим моральным устоям? где эта грань, как говорится?))

Много сайтов изучила, так ничего толком не поняла. Набрала с собой на всякий случай всякой-разной одежды. На деле оказалось всё намного проще: брючки, рубашку с длинным рукавом, шарф на голову - всё это   из лёгкой дышащей ткани и, пожалуй, всё. Это то, что необходимо для посещения мечети. Остальные туристические места - по погоде, по ощущениям. 

Итак, мы идём в мечеть султана Кабуса. Про этого султана хотелось бы отдельно рассказать. Коротенько.

Султан Омана  Кабус бен Саид Альбусаид родился в 18 ноября 1940 года в семье султана Маската бен Саида бен Теймура. Учился сначала в Королевской военной академии, затем два года прослужил в пехотном батальоне английской армии, потом закончил курсы начальников штабов в Германии и прошел специальную подготовку по изучению системы местного самоуправления в Великобритании. 

Совершил кругосветное путешествие. Вернулся в родную страну в 1964 году. Почему-то был посажен по приказу родного отца под домашний арест. А находясь под арестом, имел возможность принимать гостей, среди которых были гости из Великобритании, вместе с которыми он готовил заговор против своего отца. В 1970 году в результате бескровного переворота Кабусу удалось свергнуть с трона своего отца -  правящий султан отрёкся от престола в пользу сына, и Кабус не только взошел на престол, но ещё занял должности премьер -министра (с 1972г.), министра иностранных дел и министра обороны. 

Полвека (1970-2020) правил Кабус, и за это время стал национальным героем. Он провел крупные реформы, совершенно изменившие Оман. Он объединил имамат Оман и султанат Маскат в единое государство, отменил рабство, провел реформу образования, модернизировал армию, при нем был принят  первый Основной закон Омана - конституция, появились первые средства массовой информации, началось строительство асфальтированных дорог... И много важного и полезного ещё проделал Кабус. В результате страна за 50 лет преодолела путь от средневековья до технологий двадцать первого столетия. А по уровню социального развития (заметьте - всех слоёв населения) Оман  стал стабильным арабским государством, сопоставимым с Сингапуром и Норвегией.  

Подробности предлагаю почитать в интернете. Там много ещё интересного про этого неординарного правителя. А мы вернёмся к мечети.

Когда правление Кабуса насчитывало тридцать лет, султан Омана решил порадовать свой народ новой мечетью. И в 2001 году в Западном Маскате была возведена Великая Мечеть Султана Кабуса. 

Фотографию взяла опять в интернете, чтобы  лучше передать красоту, величие и масштабность сооружения - ведь это третья по величине мечеть во всем мире.


И всё-таки никакая фотография не может показать, насколько эта мечеть огромна. Поэтому просто цифры. 

Мечеть Султана Кабуса - это целый комплекс, который включает библиотеку с богатой коллекцией книг, исламский информационный центр, лекционный зал.. Общая площадь - более 416 тыс. кв. м. 

Главный молитвенный зал имеет квадратную форму со сторонами 75 метров каждая. В этом помещении одновременно могут поместиться шесть с половиной тысяч посетителей. Вместительность женского зала более 700 человек, а внешнего открытого зала - 8 тысяч. Таким образом, общее количество молящихся может составить около 20 тысяч! 

Мечеть построена из индийского песчаника.  На строительство храма было потрачено более 300 тыс. тонн песчаника.


Для интерьера использован  белый и серый мрамор и тиковое дерево. 



 


Керамическими узорами украшены арки и ниши. 






Вдруг заметила, какой зрительный эффект получается, когда вглядываешься в вертикальное углубление  ниши. А у вас?


Керамики вообще много. И узоры такие затейливые, что их хочется не только лицезреть, но и пощупать;)

Обратите внимание, как сложно украшен верх ниши. 

Посмотрите, как точно вписан ковер. О нем чуть ниже.

 Главный молитвенный зал квадратной формы:

Персидский ковер в главном зале весит 21 тонну, создан из 1,7 миллионов узлов, узлы содержат 28 цветов, причем использованы только растительные красители. Ковер состоит из 58 частей, которые потом соединены в один ковер. Его ткали 4 года 600 женщин в две смены. Расстилание ковра заняло несколько месяцев. Это крупнейший ковер  в мире.

Специально засняла вот этот загнувшийся угол ковра - чтобы показать, что это именно ковер, что он просто лежит, и  как точно описывает все уголочки.
Ну и ещё, конечно, крупным планом взяла ажурный рисунок мраморной колонны.




Центральный купол высотой 50 метров. Купол как бы парит на высоте, потому что он двойной: внутренняя оболочка покрыта позолоченной мозаикой, внешняя -  ажурное покрытие.



 Зал освещается 35 люстрами, диаметр самой большой - 14 метров. она имеет 1122 лампы и весит 8 тонн. На каждой люстре из хрусталя и кристаллов Swarovski воспроизведены в миниатюре множество минаретов мечети.

Не могла оставить без внимания и это витражное окно. 

Каждую деталь, каждый сантиметр мечети  хочется рассмотреть, пощупать, потом отойти на пару шагов, охватить общим взглядом, а потом опять рассматривать, вглядываться  и восторгаться. 
Ну красиво же! 
Теперь немного по делу.
Посетить мечеть может каждый, неважно какого ты вероисповедания. Главное - скромная форма одежды и уважение к иной вере.
Перед входом есть ниши-шкафчики для обуви, потому что входить можно только разувшись.


Ходить в центральном зале можно только по периметру, по специально разостланному синему покрытию. 
Вот так смело, как эта барышня:




В конце нас пригласили в специальную комнату, где  мы беседовали с женщинами-волонтерами на чистом английском языке) Когда узнали, что кое-кто из нашей компании из России, очень обрадовались и  подарили книгу - Коран на чистом русском языке;)
А ещё - напоили вкуснейшим!!! арабским кофе вприкуску, как это и положено, с финиками. Пить можно было сколько угодно, нам всё подливали и подливали в маленькие кофейные стаканчики. 

Вот мы пьем кофе, мило беседуем. Обратите внимание на нашу одежду, и мужскую и женскую. Примерно так и следует одеваться. Мы прошли дресс-код (а он был!) быстро;)

И ещё немного фоток.

Как библиотекарь не могла заснять книжные полки в нишах:


А там что?...

А это комната для омовения ног:

Немного отдохнув  в надёжном месте,

можно снова носиться по мраморным блестящим полам! 
никто не делает замечаний, здесь все очень лояльны к проявлению  детской непосредственности:)

 Продолжение следует..)

4 комментария:

  1. Очень эффектная мечеть. Потолок, узоры, михраб (это же он со сложно украшенным верхом?) - просто блеск! Московская поскромнее будет, хотя с ковром там та же история связана - тоже ручная работа, но сшивали длинные полосы каким-то особым швом прямо на месте (потому и долго "стелили"), швов вовсе не видно. Но в московскую в молитвенный зал не пускают, это прямо редкость какая-то, что вас пустили, пусть и по периметру пройтись. Да и на женские антресоли нельзя там - только для молящихся женщин. Туристерам же балкончик отведен.
    В молитвенный мужской зал мне удалось попасть единожды, в Казани всего пару недель назад. Причем было это за пять минут до намаза, когда уже стали стекаться люди, оставлять обувь и бежать в зал. А тут нас с мужем принесло. - Чего желаете, уважаемые? - Мы из Краснодара, посмотреть бы хоть глазком и сфоткать, можно? - Можно, но сейчас намаз начнется, у вас пара минут. - Так нам в центральный зал можно? - Можно, но тебе, сестра-джан, только на пороге постоять. Короче зашли мы, я на пороге фоткаю и вдруг слышу: "Сестра-джан, с порога плохо получится, сюда иди". А это всё тот же дядька меня приглашает пройти туда, куда минуту назад запрещал.
    А вот комнат для омовения ног ни разу не видела. Наверно они уж совсем на востоке-востоке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Московском не бывала, сравнить не могу.
      Но вот на что мы обратили внимание. Мечеть в Маскате была построена в 2001 году, то есть совсем современная. Конечно, очень красивая - слов нет. Эффектная, как ты справедливо заметила)
      Но вот мы не ощутили того духа старины, или как говорят - намоленности, в этом грандиозном здании. Времени мало прошло)
      Туристам действительно много что разрешено, волонтёры работают - всё рассказывают, кофеём угощают... Мы им очень благодарны. Короче, как туристический объект, думаю, очень хорошо работает) И потом, гордятся же очень своим творением - очень рады, когда турист интерес проявляет)
      Смотрю, мечеть в Москве тоже современная, даже намного новее - 2012 года... Подозреваю, что дух там тоже пока не появился))
      А вообще, у нас, между нами говоря, появилось впечатление, что возведение вот этих грандиозных культовых сооружений - это немного соревнование)
      Да, а в Казани тоже дресс-код строгий-строгий?

      Удалить
    2. В Казани как раз таки чувствовался дух старины, хотя исторические здания успели какое-то время побывать школами. В то, которое всегда было мечетью, нас не пустили. Дресс-код для женщин по-мусульмански - закрой всё, кроме кистей рук, лица и стоп, так у нас и так от холода всё было закрыто: шапка, митенки, дублёнка ниже колена. А в московской были летом, так там халаты женщинам красивые голубые выдают с капюшоном. Ноги утопали в ворсе ковра, так и хотелось там сесть и никуда не спешить...

      Удалить
    3. Халаты с капюшоном - это они хорошо придумали.
      Прям загорелась теперь в Москве в мечеть сходить- сравнить и вообще. )
      Мы как-то всё по православным храмам раньше ходили.. Теперь мечетями надо заняться))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...